среда, 7 февраля 2018 г.

Семинар 2. Технология написания изложения

Я уже изложила основные факты по сжатому изложению. В этой записи для ознакомления вам даны приемы сжатия текста.

Рекомендация по написанию сжатого изложения на экзамене:
1) СНАЧАЛА напишите ПРОСТОЕ изложение;
2) примените к тексту ПРИЕМЫ СЖАТИЯ, чтобы получить СЖАТОЕ изложение.

Практическое сжатие текста рассмотрим в следующем посте на примере конкретного текста.
Сейчас я хотела бы обратиться к общим рекомендациям и хитростям по написанию обычного изложения, а точнее, по фиксации услышанного текста.

1) Распределение усилий по прослушиваниям

Итак, так как вы прослушиваете текст 2 раза, то рекомендуется:
- при первом прослушивании записывать не полные предложения (просто не успеете), а КЛЮЧЕВЫЕ ФРАЗЫ. Это могут быть подлежащие и сказуемые. Или в принципе существительные и глаголы. Также это могут быть наиболее яркие слова и куски фраз, которые сами по себе вызывают в памяти остаток предложения.
- при втором прослушивании заниматься РАСПРОСТРАНЕНИЕМ этих предложений.

Также предлагают такой прием:
- при первом прослушивании записывать все нечетные предложения (максимально полно): первое, третье, пятое и так далее, оставляя место для пропущенных предложений;
- а во время второго - все четные предложения: второе, четвертое, шестое и т.д.
Это может быть жизнеспособно, однако, действуя таким образом, вы все же рискуете упустить какие-то части. Например, если первое предложение окажется очень длинным, и вы не успеете его зафиксировать, то во второй раз, поскольку вам будет нужно сосредоточивать внимание на втором предложении, вы упустите пропущенное в первом. Или, пытаясь дописать что-то из первого, собьетесь во втором и тогда потеряетесь в тексте дальше.

2) Сокращение слов
Сокращение слов, естественно, сэкономит вам время при записи. Но сокращать нужно с умом, чтобы при расшифровке вы вообще поняли, что сократили.

Как сокращать:

  • существительные и глаголы - оставить начало и конец: человечность - чел(ов)-сть, путешествие - путеш-ие, качество - кач-во, количество - кол-во, справедливость - справ-ость, подразумевает - подраз-ет, характеризуется - харак-ется (или хар-ся) и т.п.
  • прилагательные - оставить начало, примерно равное корню (поскольку окончание согласовано с существительным): справедливый человек - справ.человек (чел-к), основные особенности - основ.особенности (особ-сти).
  • составные союзы можно восстановить по первым буквам: так как - т.к., то есть - т.е., потому что - п.ч. Для союзов вы можете заранее разработать свою систему сокращений и запомнить ее.
  • некоторые понятия можно заменять символами: как общепринятыми, так и символами из физики, математики, химии...

Например (примеры взяты отсюда):
    + - положительный 
      ≈ - приблизительно 
        < > - меньше, больше 
          → - приводит к 
            ∈ - принадлежит 
              ∪ - объединяет 
                t - время 
                  F - сила 
                    ♡ - любовь, сердце и т.д. 


                    Вы также можете доработать эту символьную систему, придумав свои обозначения (обозн-я)), главное, запомните их :)

                    3) Порядок в записях 
                    Перед началом прослушивания я рекомендую отделить поле справа (примерно в пятую часть страницы, а вертикально разделить страницу на 3 части (поскольку мы знаем, что в изложении будет 3 абзаца) и, записывая предложения, соблюдать границы частей - это необходимо, чтобы при сжатии текста не потеряться в микротемах.
                    Каждая из 3 частей имеет свою логическую структуру, которую вы сможете восстановить по ключевым фразам. Все 3 части также связаны между собой - их логическая связь тоже должна помогать вам в запоминании, даже если вы не успеваете все записывать.

                    Широкие поля справа пригодятся, чтобы во время тишины набросать [подробный] план текста, вписать куски (это могут быть яркие словосочетания, метафоры, сравнения, эпитеты, общие умозаключения), которые вы запомнили дословно или близко к тексту, но не помните, куда они относятся. При втором прослушивании вы сможете вставить их в текст.

                    Вы можете придумать свою, удобную вам систему записи, но стремитесь к тому, чтобы на вашем листе было распределено место: для каждого абзаца отдельно, для плана, для внезапно всплывших фраз и так далее, смотря по тому, что вам необходимо.

                    4) Работа во время тишины между чтениями текста
                    Обязательно эффективно используйте время между прослушиваниями!! Почти 5 минут вам дается на то, чтобы поработать со сделанной записью. Планомерно пройдитесь по ней, вспоминая и самостоятельно заполняя куски. Справа набросайте план, логику развития мысли в тексте.
                    И еще раз: если не помните, куда относится всплывший в памяти кусок, запишите его на поле справа.

                    Проработав запись во время тишины, вы выжмете максимум из второго прослушивания: допишете пропущенное, восстановите порядок предложений, окончательно определитесь с границами абзацев.

                    5) С черновика - на черновик
                    После этого можно переходить к сжатию текста. Если ваша запись очень "разбросанная", беспорядочная, то постарайтесь перед сжатием быстро переписать текст, восстанавливая его внешний вид. Не заботьтесь о каллиграфии, достаточно, если текст будет понятен вам самим.
                    С упорядоченно записанным текстом вам будет проще работать, чем с хаотичной записью со стрелочками, галками и пропусками.
                    На этой, "черново-беловой" записи, можно проработать сжатие, вычеркивая и помечая куски, заменяя слова при объединении предложений, и отсюда уже набело переписывать в бланк.

                    Пример сжатия текста - в следующем посте.

                    Напоследок напоминаю, что все тексты изложений для экзамена берутся из Открытого Банка Заданий на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений). Ссылка на него иногда перестает работать, ищите в гугле по "фипи открытый банк заданий огэ русский язык".
                    ИЛИ:
                    В этом блоге опытный учитель выкладывает отобранные для ОГЭ каждого года тексты.

                    Если вы уделите время и проработаете их заранее, для вас будет меньше неожиданного и сложного на экзамене. Что значит "проработать" - в следующем посте на конкретном тексте.

                    Комментариев нет:

                    Отправить комментарий